DeadlyMercury (DeadlyMercury [wargaming.net]) wrote in war_tundra,
DeadlyMercury
DeadlyMercury [wargaming.net]
war_tundra

Вирпильское #10 - Modern Air Combat

Итак, современный воздушный бой - что же это такое? Ну, выглядит он как-то так:

**К слову о зрелищности - лично мне кажется, что бой с применением ракет гораздо зрелищнее обычного пушечного догфайта :)
А вот так работает современный штурмовик:


С появлением первых самолетов человечество небезуспешно пыталось приспособить их к военному делу, в результате к первой мировой войне вполне сформировался такой класс, как боевая авиация, появилась стратегия ведения воздушных боев и атаки наземных объектов с воздуха, также появилось первое примитивное ПВО в виде зенитной артиллерии. Ко второй мировой войне авиация претерпевала, скажем так, "количественные" изменения: росла мощность двигателя, скорость полета и скороподъемность, мощность вооружения и бомбовая нагрузка, бронирование и масса самолетов. Вместе с ростом скороподъемности появилась новая концепция боя на вертикалях, тогда как в первую мировую воздушные схватки в основном представляли из себя виражные свалки с легким дуэльным уклоном (впрочем, правило "будь выше!" действовало и тогда). Кроме того, возросло общее количество самолетов, участвующих в бою - появились и средства связи между самолетами звена, и тактики ведения групповых боев, в результате чего старые добрые дуэли ушли на задний план и их место в первую очередь заняли пары "Ведущий-Ведомый".
Появлялись первые зачатки "качественных" изменений: первые радары для ночных истребителей, продвинутые бомбовые прицелы, радиокомпас, гироскопические прицелы. Однако в целом основным инструментом в поиске и уничтожении целей (да и в навигации тоже) были глаза летчика. Именно на свои глаза и только на них мог полагаться летчик при поиске целей или угроз, именно с помощью глазомера оценивалась скорость истребителя противника и расстояние до него для взятия правильного упреждения. И очень многое зависело от боевого опыта летчика.
С 60ых-70ых "количественный" рост стал потихоньку переходить в качественный: кроме роста скорости полета (за счет реактивных двигателей и крыльев другой геометрии) появились новые системы поиска целей - радары, оптические станции, появились новые средства поражения целей - управляемые ракеты и управляемые бомбы (те же КАБы и JDAMы) и соответственно появилось противодействие всему этому - системы детектирования запуска ракеты, системы предупреждения об облучении, системы РЭБ (радио-электронной борьбы) и так далее.
В результате раньше кабина летчика выглядела так:

А стала выглядеть вот так:


Возможно, количество приборов в кабине пугает, однако большинство из них не требует постоянного внимания летчика и работают автоматически, а само их назначение - помочь летчику. Теперь летчик хоть и должен разбираться во всех системах своего самолета, но зато не должен помнить пристрелянные ракурсы целей или углы пикирования при бомбардировке и высоты сброса бомб, кроме того даже неуправляемыми ракетами или пушкой он может уничтожать цели за несколько километров - а не в пределах 500 метров, как раньше. Также он может сбрасывать свободнопадающие бомбы с высоты 4км как ему угодно - с пикирования, с кабрирования, с горизонтального полета - и они даже упадут именно туда, куда он прицелился - с автоматическим учетом температуры, влажности, ветра, высоты цели и так далее. Изменилась не только баллистика боеприпаса (в том числе ракет), но и возможности прицеливания с помощью современного баллистического компьютера и системы управления оружием.
Если говорить непосредственно про воздушный бой, то он изменился очень сильно: старые добрые пушечные дуэли практически отошли от дел, уступив ракетным боям. В дальнем бою основным инструментом для работы с целями является радар - с его помощью возможно обнаружение целей на дистанциях до 100-150км (за сколько километров вы сможете увидеть истребитель? :) За 2-5? А опознать госпринадлежность?), их захват (с побочным получением информации о дистанции до цели, её скорости, высоте и ракурсе) и ведение ракеты к цели.

Стоит сказать пару слов о физическом принципе работы радара: фактически он излучает радиоволны определенной длины и определенным образом их модулирует, после чего ловит их отражение. Модуляция сигнала нужна для того, чтобы понять, за какое время посланный сигнал отразился и вернулся обратно - таким образом мы узнаем расстояние. Ну и еще модуляция, как и частота, может использоваться для отделения своего сигнала от чужих - например, с самолета ведомого. Сканирование на старых радарах производилось механически - антена "качалась" из стороны в сторону, соответственно направление на цель определяется исходя из наклона радара в момент получения сигнала. Ну а по повторной отметке цели можно определить её текущую скорость и спрогнозировать дальнейшее движение. Причем в таких радарах прогнозирование реально использовалось в момент ведения цели: получив траекторию движения, радар в следующем сканировании ожидал увидеть цель в определенной точке и если вдруг цели там не оказывалось - он вполне мог её потерять до следующего сканирования. Правда, речь идет о секунде-другой - но все же периодически цели с такого радара могли пропадать, а при следующем появлении автоматически "терялась" вся информация об их траектории.
В современных истребителях технологии ушли еще дальше и вместо механической антены используется фазированная антенная решетка, диаграмма направленности которой (тобишь углы отклонения луча) управляются электронным путем. Сканирование пространства таким радаром осуществляется гораздо быстрее и точнее. Кончено, привод радара никуда не делся - но он нужен для расширения диапазона углов, а не непосредственно для сканирования.
Однако есть одна проблема: радиоволны имеют наглость отражаться обратно в радар не только от металлических поверхностей вражеского самолета, но и от, например, земли. В такой ситуации можно, например, давить чувствительность приема пока засветки от препятствий не исчезнут - но ведь так мы давим и дальность обнаружения цели? Решение этой проблемы было найдено в эффекте, который обнаружил еще дядюшка Доплер: частота отраженного сигнала зависит от скорости движения этого объекта (а точнее, от скорости сближения). То есть если наш истребитель летит со скоростью порядка 500км/ч - мы будем игнорировать сигналы со смещением частоты, соответствующей скорости 500км/ч - мы будем рассматривать сигналы, смещение которых меньше, скажем, 400км/ч (то есть цель убегает со скоростью 100км/ч), или больше 600км/ч (то есть цель летит нам навстречу с теми же 100км/ч). Таким образом, для истребителей применяют доплеровскую селекцию целей: радар без ущерба по дальности обнаружения может видеть цели, двигающиеся относительно земли быстрее определенной скорости. Для су-27 эта скорость порядка 150км/ч - то есть медленно летящий вертолет (ну как, медленно: для большинства 250-300 - это максимальная) он не увидит, но оно ему и не надо: во-первых, он перехватчик и на вертолетах не специализируется. Ну а во-вторых, у него еще ОЛС (оптико-локационная станция) есть, который увидит тепловое излучение вертолета :)
Однако стоит заметить, что речь идет не об абсолютной скорости - а о проекции скорости на ось, праллельную направлению полета истребителя. То есть цель, отвернувшую перпендикулярно, такой радар теряет. Кроме этого есть еще один "баг", связанный с эффектом Доплера, но не с доплеровской селекцией целей: если цель убегает от вас, то в соответствии с эффектом Доплера частота отраженного сигнала уменьшается, а вместе с ней (E=hν, как нас в школе учили ...или не учили?) уменьшается и энергия отраженной волны, в то время как в случае летящей на нас цели все обстоит с точностью до наоборот. По этой причине поиск целей в ППС (Передняя ПолуСфера) осуществляется на заметно большей дистанции (скажем, до 100км), чем в ЗПС (до 40км). С ОЛСом все наоборот: он не очень хорошо видит цели "в лоб", но прекрасно видит цели "в жопу" благодаря размещенным в жопе двигателям :)
У радаров есть много других тонкостей, связанных с режимами сканирования, но здесь я их касаться не буду.
Разумеется, сбивать цель за 100км - это слишком жЫрно, поэтому в противовес радару были придуманы бортовые системы радиоэлектронной борьбы и станции помех, которые могут заспамить радар своими сигналами - помехами. Причем это могут быть как просто "копии" сигнала радара, отправленные обратно невпопад, тогда радар знает направление на цель, но не можешь понять дистанцию до цели (правда, он может вести ракету на помеху и тут уж как этой помехе повезет), так и более умные системы, которые могут отправлять сигналы в подстилающую поверхность (в этом случае радар будет видеть ложные цели). Кроме того, можно "залить" радар таким количеством энергии/сигнала, что он тупо "ослепнет" (аналогия - попробуйте разглядеть пятнышко лазерной указки. Легко? Хм, попробуйте повторить это, когда вам в лицо светит галогенка ватт этак на 200 :) )

Различить свой сигнал на фоне тонн спама конечно сложнее, и для разных типов помех используются свои методы, но результат "прожига" помехи все равно лучше, чем возможности даже самого острого глаза. Кроме РЭБ самолеты оборудованы СПО (Система Предупреждения об Облучении), а значит как только ты включаешь радар - цель получает об этом информацию. Причем не информацию на уровне "кто-то где-то включл радар" - а достаточно полную информацию о типе излучения (истребитель, наземное ПВО, ДРЛО и так далее), направлении на источник и примерную дальность, а точнее - мощность сигнала. Таким образом можно смело утверждать, что если цель видна на радаре - цель прекрасно "видит" тебя. Более того, возможна ситуация, когда ты пока цель не видишь - а у противника СПО уже пищит. Как только ты возьмешь цель в захват или подсветишь её для ракеты - СПО отреагирует соответствующим образом и сообщит о факте перехода вражеского радара из режима обзора в режим подсвета. Кроме того можно заметить, что СПО распространяется не только на радиосигналы, но и на оптические (например, лазерные дальномеры или подсвет лазером).
Можно сказать, что дальний ракетный бой - это такие шахматы, где ты и твой противник прекрасно видите друг-друга, прекрасно видите все "ходы" и надо уметь предвидеть "ходы" противника. Иногда в таком бою пуск ракеты производится не для того, чтобы "сбить" - а для того, чтобы "отвлечь" противника и развлечь его выполнением противоракетных маневров, пока ты, например, стремительно убегаешь от него, или наоборот, стремительно сокращаешь дистанцию с целью навязать ближний бой, если он тебе выгоден.
К слову о противоракетных маневрах - ракета летит не на цель, а в предполагаемую точку встречи с целью, используется так называемый метод пропорциональной навигации и подобные. Из-за чего на твои "трепыхания" ракета отвечает еще большими "трепыханиями", в результате которых можно её "вымотать" и она, потеряв скорость, перейдет в неуправляемый полет. Соответственно в качестве противоракетного маневра подойдет даже обычная змейка, выполненная с большими перегрузками. Лично я предпочитаю размазанную бочку с перегрузками до 8g, но многое зависит от твоей скорости и иногда стоит отвернуть вниз и от ракеты :) При выполнении таких маневров следует следить за положением цели относительно радара (радар не умеет отклоняться на 90 градусов или смотреть назад!), в ином случае можно потерять цель и соответственно потерять свою ракету (на су-27 используется Р-27 с полуактивной головкой наведения - она не подсвечивает цель, она захватывает отраженный сигнал подсвета с нашего самолета).
Успешно пережив фазу ДВБ, но не добившись результата, мы автоматически попадаем в следующую фазу - БВБ или ближний воздушный бой. В свою очередь он уже больше похож на старые-добрые дуэли на поршневых пепелацах, но за счет сильно возросшей тяговооруженности, перегрузок и наличия ракет остается много нюансов. В частности - превышение над целью на 2-5км в принципе не дает особого преимущества (в то время как в ДВБ даёт - чем выше сидишь, тем меньше плотность воздуха и дальше летит твоя ракета) и более ценно оказаться позади противника, чем обладать большей энергией, но впереди него. Даже попытки дотянуться до цели (учитывая, что тянущаяся рука имеет длину более 5км в случае ракет Р-73) на грани сваливания не означают моментальную кару в виде пикирующего сверху противника - пикирование на форсаже почти моментально вернет скорость под 900км/ч, а последующая карусель быстро сольет "лишнюю" энергию спикировавшему, поскольку за счет большей скорости ему придется выполнять маневры на больших перегрузках, иначе он рискует уйти в больший радиус, проскочить и получить тебя на хвост в подарок. Основным оружием в БВБ являются ракеты с тепловым наведением, что приводит к спонтанным феерверкам ЛТЦ (Ложных Тепловых Целей) при обнаружении пуска ракеты, или предмета, похожего на пуск ракеты, а также наводящего на мысли о пуске ракеты. Пропустить такое событие никто не хочет, поэтому перестраховываются :) Кроме того именно ракеты являются мощным стимулом не допускать к себе на хвост никого, ведь атака в ЗПС (заднюю полусферу) наиболее продуктивна ввиду прямого обзора пыщущих жаром двигателей и факелов форсажа. Пушки используются когда цель упрямо не подставляет свои двигатели ГСН ракеты, но упорно подставляет плоскость - с такой проекции очень неудобно запускать ракеты и скорее всего после старта она уйдет мимо цели, зато очень удобно пройтись очередью, если скорость цели и твоя текущая перегрузка позволяют навести метку пушки на цель. Ну еще пушки применяются когда ракеты тупо кончились :)
Если подытожить - в современном пушечном догфайте плохо работает хорошо известная любителям поршневой авиации формула "высота-скорость" и фактически работает только "СКОРОСТЬ" (именно так - большими жирными буквами). Основной "пожиратель" скорости - это угол атаки и перегрузка (в принципе, взаимосвязанно через ту же скорость - чем выше скорость тем меньше угол атаки, но больше перегрузка), то есть - как близко к пупку вы держите ручку :) И будь вы хоть на 10км, но если ваша скорость 300км/ч и противник в пределах 2км (пусть даже на высоте 8км - но на скорости 500км/ч, что в прочем тоже маловато) - вы уже труп. Низкая скорость (300-400км/ч) весьма сильно ограничивает вас в выполняемых маневрах (вы не можете активно уходить из под огня - иначе все будет только хуже), а если допустить падение до 300 и ниже - вы практически лишаетесь управления и "подвисаете". Нет, управление в принципе остается и его более чем достаточно - для посадки, ага. Но не достаточно, чтобы произвести хоть какое-то впечатление на метку пушки и тем более на ракету. В то время как на скорости 700-900 легкие движения ручки в прямолинейном полете без значительной перегрузки заставляют скакать метку по всему ИЛС, а вираж с перегрузкой 3-4G гарантированно уводит метку за пределы ИЛС и делает невозможным прицельный огонь по вам (кроме как на очень близких дистанциях).
Наконец, не последнее место по значимости в БВБ (да и в ДВБ) занимает остаток топлива, что редко учитывают летчики поршневых пепелацов, поскольку их боекомплект кончается гораздо раньше топлива. Несмотря на то, что его много - несколько тонн, на форсаже сгорает оно очень быстро. В результате еще один способ проиграть воздушный бой - остаться без топлива. С малым остатком нельзя использовать форсаж (иначе те жалкие 500кг, которых должно было хватить минут на 10 полета на скорости 600км/ч - уйдут за несколько десятков секунд) и соответственно нельзя эффективно сманеврировать от ракеты или уйти от огня пушки в разгон. Как ни крути - это поражение :) Однако маловероятно, что к этому приведут умелые действия противника - скорее таков результат неверной оценки собственных возможностей перед началом боя аля "да у меня четыре тонны, на трех человек хватит!" :) Лично мне сложно представить себе метод, благодаря которому мой противник всегда будет использовать форсаж - а я не буду. Разве что сидя на 15км аки космонавт в ДВБ закидать его сверху ракетами - но с таким успехом он просто уйдет домой, пока я буду с этой высоты слезать, а то и вовсе уклонится от боя с таким "бесперспективным" соперником.
Что касается штурмовиков - то их поведение на поле боя тоже сильно изменилось. И если при вылетах на Ил-2 есть какое-то ощущение суицидальности моих действий, ведь чтобы убить зенитку надо думать как зенитка подойти к этой самой зенитке на дальность выстрела, таким образом при атаке мы можем стрелять друг в друга одновременно и тут уж кому больше повезет! - то при вылетах на каком-нибудь су-25 или а-10 такого ощущения нет, поскольку я могу атаковать цель за границей действия зенитного пушечного и пулеметного орудия, а если даже и влетать в опасную зону - то весьма не надолго. Разве что калибры стали побольше и поскорострельнее и там где летчику ил-2 в лицо летит один патрон 7.92 - летчику су-25 летит десяток 30мм ОФ-снарядов :(
Повышение эффективности современных штурмовиков связано не только с использованием управляемых ракет, но и управляемых авиабомб: когда можно скинуть какой-нибудь JDAM или КАБ как попало (с точки зрения свободнопадающей бомбы) с высоты 6км, и он "приземлится" точно в люк едущего танка (ну ладно, если это JDAM - то стоящего танка) независимо от "скилла" летчика - словами это не передаваемо, это чистый восторг при виде влетевшей ровно в цель бомбы. Оптические станции, с помощью которых возможен поиск целей на дистанции до 40км (причем не только в видимом диапазоне, но и ИК) этот восторг только усугубляют :)
Концепция "атака вне зоны действия ПВО" справедлива и для зенитно-ракетных комплексов, атака лихим наскоком в зоне действия ПВО штурмовиками обычно не выполняется. Просто для соблюдения этой концепции свои ракеты надо брать "потолще", либо используется специализированный тип противорадарных ракет с пассивными головками наведения на источник облучения. Разве что знакомиться с серьезным ПВО полетит не штурмовик, а вот этот товарищ:

С огромным хуищем контейнером РТР под брюхом:

Но это уже совсем другое порно.
[К слову, о порно]

"Вирпильское #9" было посвящено избеениям коней второй мировой на су-27. И оно слишком мелкое для отдельного поста - поэтому добавлю тут :)

Как говорится, на самую хитрую жопу лошадь найдется свой болт с левой резьбой.
На самом деле если болт летит на сверхзвуке, резьба не играет вообще никакой роли :)

"Сегодня мы многое поняли: по сравнению с современными истребителями, поршневики - отстой."
Однако есть нюансы.
1) Даже такое бревно с точки зрения маневренности как P-51D на херу вертал "сверхманевренный" су-27 в виражах, причем в первую очередь радиусом виража, а не угловой скоростью. Можно, конечно, выпустить закрылки и пилить на максимальном угле атаки на форсаже со скоростью близкой к сваливанию - но даже в этом случае враг элементарно уходит из под атаки в ножницы, су-27 на скорости 300 такой финт ушами повторить не может, элеронов считай нет. А если очень долго так за ним бегать - в конце концов услышишь "осталось 500кг" (топлива) и, получив в подарок от пилота мустанга сообщение вида "мы поражены вашей неудачей", полетишь домой. Если вообще долетишь.
1.1) Браунинги, если подставляться - бобо :(
2) ОЛС крайне фигово видит тепловую сигнатуру мустанга :( С радаром все в порядке, но радар в ближнем воздушном бою бесполезен.
3) Головка наведения Р-73 практически в упор не видит мустанг.
4) Мустанг настолько мелкий по сравнению с "истребителями здорового человека", что с двух километров его фиг высмотришь, а ближе - сложно применять ракеты, ибо в любой момент может оказаться, что ты запустил ракету в упор по цели в боковой проекции... Настолько он мелкий, квадратный, маневренный и тихоходный.
5) Лучшая тактика боя - видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий! наблюдая и не теряя цель, подняться спиралью повыше, тем самым разорвав дистанцию, затем спокойно атаковать издалека, когда это будет удобно, зафиксировав цель нашлемкой или вертикалью - это такой режим сенсоров, когда область сканирования представляет из себя узкую вертикальную полосу, хавающую все, что в неё "влетает".
С пушками несколько сложнее - надо либо убедить мустанг вывеситься, либо зайти ему четко в хвост, но учитывая его маневренность и скорость сушки - в любой момент заход в хвост может превратиться в заход в боковую проекцию. Но опять же - если заходить издалека, можно легко спрогнозировать его движение и не оказаться в ситуации "Цель с одной стороны ИЛСа, метка пушки - с другой!".
5.1) ГШ30 разрывает мустанг как хомяка :) Р-73 тоже малаца.
[PS И таки да, эта наркоманская акула существует IRL!]



[Рубрика ,,И чтобы два раза не вставать!``]На бой с последним самолетом из вступительного к этой записи ролика добавил музыку:



Идея #1:


Идея #2:


Tags: вирпильское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments