DeadlyMercury (DeadlyMercury [wargaming.net]) wrote in war_tundra,
DeadlyMercury
DeadlyMercury [wargaming.net]
war_tundra

Вирпильское #13 - Ночные полеты

Полеты в ночное время - достаточно сложная задача, ведь, как подсказывает нам капитан очевидность, в темноте не видно них кабины, ни земли, ни ведущего, а из ориентиров остается разве что звездное небо - да и то без четко видимого горизонта. "Темнота - друг молодежи, в темноте не видно рожи!" - весело орет со своего места генерал Ясен Пень, но эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. (с)



Подсветка приборов или подсветка кабины обычно не сильно спасает ситуацию в самолете времен второй мировой, а уж с задачами навигации и тем более поиска целей в ночном небе без каких-либо вспомогательных технических средств могут справиться только лучшие из лучших. Наверное, не зря ночь стала основным временем практически безнаказанных развлечений бомбмардировочной авиации (в частности, те же "Ночные ведьмы" - именно бомбардировщики, а не истребители) и для борьбы с ними создавали специальный подкласс ночных перехватчиков, вооруженных радаром, а в ПВО городов и объектов входила не только зенитная артиллерия, но и прожекторные установки.
В целом полеты ночью на не очень подготовленном для этого самолете можно охарактеризовать тремя словами - "нихрена не видно". Если вы не верите мне на слово - можно посмотреть на это безобразие лично :)
[Нажмите, чтобы убедиться]



В современной авиации со спутниковыми и инерциальными системами навигации, сопряженными с радиоприводными маяками, дела в этом плане обстоят гораздо легче, заблудиться ночью уже не получится. Даже с помощью банальной курсо-глиссадной системы, основанной на радиомаяках (метровый диапазон - ILS, сантиметровый - MLS) можно посадить самолет вслепую просто следуя директору:


Не хуже обстоят дела и с поиском целей - ведь радару, вообще говоря, наплевать на время суток, а инфракрасные системы скажут только спасибо за повышенную теплоконтрастность целей в ночное время. С другой стороны, разделение авиации на ночную и обычную, пусть не в явном виде, но еще осталось. Пусть и граница весьма размыта и все самолеты "уравниваются" очками ночного видения, но подготовленный к ночным полетам самолет отличается в первую очередь отсутствием "конфликтов" с очками ночного видения, и во вторую очередь - удобством работы ночью. В конфликты с очками можно записать как окраску кабины (ага, та самая веселенькая голубая окраска советских ЛА, тогда как наши ночные ЛА обладали скорее бледно-зеленой окраской, ну а сегодня пришли к единой черной), так и подсветку приборов (она не должна усиливаться очками - соответственно, обычно это красная или зеленая подсветка, но никак не белая или желтая). Кроме того, с очками должна осуществляться и нормальная работа с приборами кабины.
В результате, несмотря на одинаковую начальную задумку вида "должен применяться ночью" - разные самолеты могут по-разному себя показывать в ночное время. Так, например, легендарная чОрная акула создавалась с прицелом в том числе на ночные полеты, обладает в финальной версии приятной черной раскраской кабины (во всяком случае тех, что летали в Чечне), однако подсветка приборов -

Из-за этого приборы в очках не видно, их подсветка тупо засвечивает очки. Точно также засвечивают очки и "Шквал", и "АБРИС", а сам "Шквал" при этом не обладает ИК-каналом и работает только в видимом диапазоне, соответственно контрастность целей в ночное время низкая. При этом низкая контрастность это не только проблемы с поиском целей - но и невозможность работы телеавтомата, то есть отсутствие захвата цели. Кроме того, на Ка-50 нет TAWS (Terrain Ahead Warning System) и полеты на ПМВ (предельно малой высоте) - сомнительное развлечение, несмотря на наличие радиовысотомера. Однако тем не менее выполнять полеты на Ка-50 ночью можно, применять оружие тоже можно и галочку "могет летать и стрелять ночью!" он имеет. Просто в таких полетах надо многое превозмогать.


Такую же галочку имеет и А-10, но в отличие от Ка-50, летать на нем ночью гораздо проще и удобнее. Этому помогает и хорошо организованная подсветка приборов и кабины, и работа МФД в ночном режиме, и различная автоматика, позволяющая отвлечься от пилотирования и сосредоточиться на наземке. Ну а прицельный контейнер лайтинг после шквала вызывает только дополнительный оргазм, нет, два оргазма!, поскольку позволяет рассматривать объекты с over20 км и выбирать наиболее вкусные. Добавьте к этому разнообразные JDAM'ы и бомбы с лазерным наведением, а также работу всего этого дела в фактически автоматическом режиме, (автоматическом, Карл!), и получите третий оргазм в подарок, наблюдая в FullHD 60fps торжество доставляемой точно в цель демократии и свободы!


Хотя в целом, несмотря на первоначальное удобство (или ощущение удобства?), полеты ночью - весьма выматывающее занятие. Возможно, это связано с чрезмерной концентрацией на приборах и постоянными попытками высмотреть в очки затаившуюся в темноте опасность, тогда как днем свое положение, высоту и скорость можно легко оценивать по окружающему пространству периферическим зрением. В любом случае после такого вылета обычно выжат как лимон.

Tags: вирпильское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments