DeadlyMercury (DeadlyMercury [wargaming.net]) wrote in war_tundra,
DeadlyMercury
DeadlyMercury [wargaming.net]
war_tundra

Вирпильское #13 - Ночные полеты

Полеты в ночное время - достаточно сложная задача, ведь, как подсказывает нам капитан очевидность, в темноте не видно них кабины, ни земли, ни ведущего, а из ориентиров остается разве что звездное небо - да и то без четко видимого горизонта. "Темнота - друг молодежи, в темноте не видно рожи!" - весело орет со своего места генерал Ясен Пень, но эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. (с)



Подсветка приборов или подсветка кабины обычно не сильно спасает ситуацию в самолете времен второй мировой, а уж с задачами навигации и тем более поиска целей в ночном небе без каких-либо вспомогательных технических средств могут справиться только лучшие из лучших. Наверное, не зря ночь стала основным временем практически безнаказанных развлечений бомбмардировочной авиации (в частности, те же "Ночные ведьмы" - именно бомбардировщики, а не истребители) и для борьбы с ними создавали специальный подкласс ночных перехватчиков, вооруженных радаром, а в ПВО городов и объектов входила не только зенитная артиллерия, но и прожекторные установки.
В целом полеты ночью на не очень подготовленном для этого самолете можно охарактеризовать тремя словами - "нихрена не видно". Если вы не верите мне на слово - можно посмотреть на это безобразие лично :)
[Нажмите, чтобы убедиться]



В современной авиации со спутниковыми и инерциальными системами навигации, сопряженными с радиоприводными маяками, дела в этом плане обстоят гораздо легче, заблудиться ночью уже не получится. Даже с помощью банальной курсо-глиссадной системы, основанной на радиомаяках (метровый диапазон - ILS, сантиметровый - MLS) можно посадить самолет вслепую просто следуя директору:


Не хуже обстоят дела и с поиском целей - ведь радару, вообще говоря, наплевать на время суток, а инфракрасные системы скажут только спасибо за повышенную теплоконтрастность целей в ночное время. С другой стороны, разделение авиации на ночную и обычную, пусть не в явном виде, но еще осталось. Пусть и граница весьма размыта и все самолеты "уравниваются" очками ночного видения, но подготовленный к ночным полетам самолет отличается в первую очередь отсутствием "конфликтов" с очками ночного видения, и во вторую очередь - удобством работы ночью. В конфликты с очками можно записать как окраску кабины (ага, та самая веселенькая голубая окраска советских ЛА, тогда как наши ночные ЛА обладали скорее бледно-зеленой окраской, ну а сегодня пришли к единой черной), так и подсветку приборов (она не должна усиливаться очками - соответственно, обычно это красная или зеленая подсветка, но никак не белая или желтая). Кроме того, с очками должна осуществляться и нормальная работа с приборами кабины.
В результате, несмотря на одинаковую начальную задумку вида "должен применяться ночью" - разные самолеты могут по-разному себя показывать в ночное время. Так, например, легендарная чОрная акула создавалась с прицелом в том числе на ночные полеты, обладает в финальной версии приятной черной раскраской кабины (во всяком случае тех, что летали в Чечне), однако подсветка приборов -

Из-за этого приборы в очках не видно, их подсветка тупо засвечивает очки. Точно также засвечивают очки и "Шквал", и "АБРИС", а сам "Шквал" при этом не обладает ИК-каналом и работает только в видимом диапазоне, соответственно контрастность целей в ночное время низкая. При этом низкая контрастность это не только проблемы с поиском целей - но и невозможность работы телеавтомата, то есть отсутствие захвата цели. Кроме того, на Ка-50 нет TAWS (Terrain Ahead Warning System) и полеты на ПМВ (предельно малой высоте) - сомнительное развлечение, несмотря на наличие радиовысотомера. Однако тем не менее выполнять полеты на Ка-50 ночью можно, применять оружие тоже можно и галочку "могет летать и стрелять ночью!" он имеет. Просто в таких полетах надо многое превозмогать.


Такую же галочку имеет и А-10, но в отличие от Ка-50, летать на нем ночью гораздо проще и удобнее. Этому помогает и хорошо организованная подсветка приборов и кабины, и работа МФД в ночном режиме, и различная автоматика, позволяющая отвлечься от пилотирования и сосредоточиться на наземке. Ну а прицельный контейнер лайтинг после шквала вызывает только дополнительный оргазм, нет, два оргазма!, поскольку позволяет рассматривать объекты с over20 км и выбирать наиболее вкусные. Добавьте к этому разнообразные JDAM'ы и бомбы с лазерным наведением, а также работу всего этого дела в фактически автоматическом режиме, (автоматическом, Карл!), и получите третий оргазм в подарок, наблюдая в FullHD 60fps торжество доставляемой точно в цель демократии и свободы!


Хотя в целом, несмотря на первоначальное удобство (или ощущение удобства?), полеты ночью - весьма выматывающее занятие. Возможно, это связано с чрезмерной концентрацией на приборах и постоянными попытками высмотреть в очки затаившуюся в темноте опасность, тогда как днем свое положение, высоту и скорость можно легко оценивать по окружающему пространству периферическим зрением. В любом случае после такого вылета обычно выжат как лимон.

Tags: вирпильское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments